Словарный запас ребёнка - Информация для родителей - Информация - Маленькая леди

Сайт 4 "А" класса НОУ "Земская гимназия"

Меню сайта
Категории раздела
Информация для родителей [25]
Информация для детей [16]
Информация для педагогов [7]
Наш опрос
Сколько времени проводит Ваш ребенок за компьютером?
1. Очень много (весь день)
2. Мы не разрешаем
3. более 5 часов
4. более 1 часа
5. более 3 часов
6. Я не знаю
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Информация для родителей

Словарный запас ребёнка



Пересказать повесть близко к тексту, объяснить понятие, придумать название для картинки - все эти задания невозможно выполнить, если не хватает словар­ного запаса. Как помочь ребенку овладеть нашим великим и могучим языком?

 При нормальном рече­вом развитии дети уже к пяти годам способны свободно пользовать­ся различными конструкциями сложных предложений, имеют до­статочный словарный запас, вла­деют навыками словообразования и словоизменения. Но у многих детей все эти знания существуют в пассивной форме.

Одни школьники мало чита­ют, поэтому их словарный запас крайне скуден. Другие необщи­тельны, и их речевые навыки ред­ко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебыва­ются словами, не договаривая фразы до конца. Но общей про­блемой всех этих ребят является частое использование местоиме­ний и междометий, слов-парази­тов - таких, как «значит», «это», «как бы» - и замена слов жестами. Испытывая трудности в выраже­нии своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в резуль­тате чего усваивают не самые луч­шие образцы лексики.

Существуют возрастные осо­бенности недоразвития речи. У младших школьников обыч­но не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в не­правильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.

Дети постарше настолько при­выкают использовать сленг в раз­говорной речи, что им сложно ли­тературно выражать свои мысли в сочинении. Не удивительно, что в их творчестве встречаются по­добные «перлы»: «Отплыв от бе­рега, ноги запутались в тине» или «Отелло рассвирепело и задуши­ло Дездемону». У старших школь­ников также вызывает затруднение выделение общего смысла худо­жественного произведения и описание характеров главных героев.

Развитие активной речи педа­гоги, логопеды и нейропсихологи предлагают вести одновремен­но в нескольких направлениях, которые включают обогащение словарного запаса, обучение последовательному пересказу и са­мостоятельному составлению рас­сказов, активизацию ассоциатив­ных связей между словами

 

Называем вещи своими именами

Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно пред­ложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые


характеризуют каждое из них. Затем попроси­те ребенка дополнить сделан­ные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчат­ке. Опора на зрительный анали­затор позволит ребенку наглядно представить и лучше

запомнить эти слова.

    Для расширения словарного за­паса можно использовать и другое упражнение, в котором также ис­пользуются зрительные «подсказ­сенное взрослым слово называть любое существительное, прила­гательное или другую часть речи, которая придет ему в голову. На­пример, «стол» может вызвать следующие слова-ассоциации: «кухня», «круглый», «качается», «деревянный» и т.д. Затем ребен­ку предлагается отвечать только существительными в единствен­ном числе. Это же упражнение следует выполнить отдельно с прилагательными, глаголами, а также словами, которые будут вызывать вкусовые или цвето­вые ассоциации. Например, мож­но попросить ребенка называть только сладости или предметы красного цвета.

    Детям младшего возраста для развития и укрепления ассоци­ативных связей полезно загады­вать загадки: «Кто в лесу зимой холодной бродит серый, злой, го­лодный?»



    Мышление младших школь­ников отличается конкретностью. Однако к 8-9 годам они уже долж­ны уметь улавливать скрытые мысли автора текста, которые не вытекают непосредственно из на­писанных слов. Не обладая этим навыком, дети и в своей собствен­ной речи допускают излишнюю де­тализацию, не выделяя главного.

    Прекрасной моделью для тре­нировки понимания переносно­го смысла высказываний являют­ся пословицы и поговорки. Самая простая игра состоит в том, что вы говорите ребенку пословицу, а потом даете список из четырех других, в котором он должен вы­брать близкую по смыслу.

    Например: «Какой из вариан­тов отражает ту же мысль, что за­ключена в поговорке


Подпись: Составьте и напишите рас-сказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие кар-тинки, и попросите ребенка про¬честь его.
Детям среднего школьного воз¬раста понравятся задания, в ко-торых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Напри¬мер: «Найди слово, которым на-зывают рыбу и наклонную поверх¬ность» (Ответ: скат). Или: «Как можно одинаково назвать мага¬зин и скамейку?» (Ответ: лавка).












Устанавливаем связи между словами
Этот вид упражнений позво¬ляет ускорить воспроизведение слов ребенком и превратить его пассивный словарь в активный. Школьнику предлагается игра в слова, правила которой постепен¬но усложняются. В начале ребе-нок должен в ответ на произне¬

      

«На безрыбье и рак - рыба?»

Категория: Информация для родителей | Добавил: Nat (03.03.2012)
Просмотров: 329
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Министерство образования МО

НОУ Земская гимназия

Детское радио

Конкурсы для школьников

Инфоурок. Олимпиады


Copyright Наталья Пшеницына © 2016
Сделать бесплатный сайт с uCoz